18.10.2024, 05:05

Около 30 семей из разных уголков Калмыкии приняли участие во всероссийской акции «Из поколения в поколение. Семейные реликвии».

Организатором акции выступило Минкультуры РФ. Жители нашей республики предоставили Национальному музею РК им. Н.Н. Пальмова свои рассказы об уникальных вещах, которые достались им по наследству. Фотографии этих необычных предметов теперь представлены в видеогалерее на странице Нацмузея в социальной сети «Вконтакте».

«Хранить семейные реликвии – это замечательная традиция, которая есть во многих семьях. Мы очень рады, что жители республики прислали на электронную почту Нацмузея удивительные истории, подкрепив их фотографиями. Авторов самых оригинальных рассказов мы пригласили на

«Ночь музеев», вручили им памятные сувениры и подарки», – рассказала в интервью «ЭП» заместитель директора Нацмузея Ирина Новомлинова.

Виртуальная выставка поражает своей аутентичностью. Кожаная сумочка для хранения плиточного чая ручной работы, калмыцкая маля-оберег, буддийская атрибутика, старинная монета… Каждый экспонат интересен и необычен, есть и настоящие артефакты. Например, реликвия семьи Мендеевых из поселка Цаган-Нур Октябрьского района - белый «реберный» пояс, инкрустированный серебряными пластинками. Такой атрибут одежды раньше могли иметь только знатные калмыки.

«Этот пояс в семье Мендеевых передается из поколения в поколения. Ранее он принадлежал Чагли Саксыкову, занимавшему должность старосты аймака Туктун, затем его сыну – Чимпл-эмчи. Со временем этот пояс был передан по наследству нашему дедушке Мендя Эрендженову, а от него нашему отцу – Петру Мендееву. Таким образом, семейная реликвия крепко связывает время и поколения, сохраняя память о наших предках», – пишет автор рассказа Людмила Мендеева.

Не менее интересна история семьи Манджиевых о старинной калмыцкой пиале ХIХ века. «Этой деревянной пиалой пользуется уже четвертое поколение семьи Манджиевых. Вначале она принадлежала моему дедушке Манжин Маньхнд, затем по наследству чаша перешла к моему отцу Эренцену Манджиеву, родившемуся в селе Ики-Манлан Малодербетовского улуса. Отец передал ее сыну – моему брату Николаю Эренценовичу. Сейчас пиала хранится в Элисте у моей невестки - Галины Михайловны», – таков рассказ Веры Хейчиевой (Манджиевой) о семейной реликвии.

Дарья Медведева из поселка Ики-Бурул с гордостью хранит чайный сервиз со знаменитой «кобальтовой сеткой», изготовленный на Ленинградском фарфоровом заводе: «Сервиз достался нам от бабушки с дедушкой. Он очень дорог и даже бесценен, как память, для нашей семьи. Дедушка купил его в Москве на выставке ВДНХ в 1964 году. Продукцию, которая выпускалась на Ленинградском фарфоровом заводе в советские годы, можно увидеть сейчас в Эрмитаже, Лондонском музее Виктории и Альберта, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и во многих других музеях и частных коллекциях. Мы очень рады, что и у нас есть частичка этой нежной красоты».

Галсан Цабдыров из поселка Сарпа Кетченеровского района поделился своим рассказом о калмыцкой плети. Она хранится в их семье как оберег и объединяет четыре поколения рода.

«Плеть у калмыков служила не только средством подгонять скот, но и как холодное оружие. Искусный воин мог легко победить врага одной плетью. Маля дарили мужчине в знак уважения или за заслуги. Кроме того, плеть висела в качестве оберега над колыбелью мальчика. Еще в 19-м

веке двоюродный брат моей прабабушки – Болусн Цабдыровой – Лиджи Барняев подарил маля ее мужу, моему прадедушке Босхомджи Цабдырову в знак уважения. К сожалению, сохранились не все части плети, но мы с трепетом храним эту семейную реликвию», –отмечает Галсан Русланович.

Тина АКСАЕВА

Добавить комментарий

Комментарии публикуются после проверки администратором.


Защитный код
Обновить