Сегодня – День работников торговли.
В этой сфере трудится самый, пожалуй, многочисленный отряд работников. И обслуживают они всех нас каждый день.
Нелишним будет напомнить, что в системе муниципальных органов власти есть структура, призванная защищать права покупателей, потребителей услуг, отстаивать их интересы. Речь об отделе потребительского рынка и предпринимательства администрации Элисты, возглавляет который Татьяна Утинская. Он видится неким связующим звеном между потребителями товаров, услуг и коммерческими структурами, в том числе в сфере торговли.
Любой человек вправе обратиться в отдел, если считает, что ущемлены его законные права. Люди, как правило, недовольны качеством или несоответствием товара, обвесом или обсчетом, а также некорректным, зачастую хамским обращением. Сотрудники отдела реагируют на сигналы.
Тщательно разбирается каждый случай нарушения прав потребителей. Редко, но случается, что неправ сам покупатель. Как-то пришлось даже выезжать на АЗС, смотреть записи видеокамеры. Выяснилось, что обсчета не было, а имел место оговор.
Однако чаще бывает прав покупатель. Алгоритм действий такой: приглашается представитель магазина, его знакомят с жалобой, выясняется суть инцидента. Словом, проводится детальное досудебное разбирательство. В отделе заявителю помогут оформить претензию, грамотно составить документы, при необходимости – исковое заявление в суд. Разъяснят порядок и сроки документооборота. Защищают права потребителя до момента, пока тот не удовлетворит свои требования. Для сведения телефон отдела: 3-80-92.
Сотрудники проводят еженедельный и ежемесячный мониторинг цен по перечню основных товаров. В особых случаях (пандемия и т.д.) он проводился в ежедневном режиме. Вспомните историю с сахаром, когда всех поразил скачок цен и ажиотажный спрос на продукт. При главе администрации Элисты было оперативно проведено совещание с представителями федеральных сетей. Итогом стало то, что товар подвозился непрерывно, полки наполнились сахаром, цена на него снизилась и ажиотаж прекратился.
Общий язык был найден и с владельцами небольших магазинов. Было заключено соглашение о том, чтобы не превышать 10% надбавку на группу основных продовольственных товаров. И торговля с пониманием отнеслась к ситуации, «держала» цены в интересах земляков. Эти и другие мероприятия имели конкретную цель – облегчить жизнь горожан, не дать «взлететь» их расходам на питание. И это, отчасти, удалось. Отдел потребительского рынка и предпринимательства занимается также подготовкой к различным массовым мероприятиям, в части праздничного оформления магазинов, кафе, проведения выездной торговли, организации ярмарок.
Что касается повышения доли сетевой торговли и снижения удельного веса локальных магазинов, то это характерно не только для Элисты, это общемировая тенденция. Главное, чтобы не нарушались права потребителей торговых услуг, будь то гипермаркет или магазин шаговой доступности.
Валерий Асархинов