(Начало в №24 от 7 марта)
В ста пятидесяти метрах на запад от исторического источника находится и живая легенда истории Элисты. Этот самый большой, красивый и мощный дуб в роще, которому исполнилось 167 лет.
Диаметр его ствола - 90 см, а диаметр кроны - двенадцать метров. Именно отсюда начинались лесопосадки в 1853 году, а дуб-старожил - живой свидетель реликтовой лесной плантации. Сделать бы этот уголок заповедным, огородить бы дуб-ветеран и установить табличку «Памятник природы. Охраняется государством. Отсюда начиналась Элиста», и можно было бы водить сюда экскурсии школьников, знакомить их с историческим прошлым города.
Так что Элиста может гордиться своей уникальностью - городской парк «Дружба», а точнее элистинская лесная плантация, старше самого города на целых двенадцать лет, поскольку годом рождения города, как населенного пункта, считается 1865 год.
«У РОДНИКА ПОСТАВЬ СВОЕ ЖИЛИЩЕ...»
Когда в 1965 году отмечалось 100-летие Элисты, историком-краеведом И. С. Немичевым у потомков первых поселенцев Ефима Ивановича Кийкова и Эрдни Мучкаевича Мучкаева было записано предание о первых элистинцах.
...В 60-х годах девятнадцатого века в село Приютное приехал с семьей из Воронежской губернии Степан Прокофьевич Кийков. В Приютном он познакомился и подружился с калмыком Бола. Почти одновременно у них родились сыновья - Иван и Хатне. Бола очень хвалил балку Элиста, где он устраивал летнюю стоянку, и советовал Кийкову поселиться там. Семья Кийкова первой начала строить из дерна землянку в балке Элиста. А через год рядом поставили жилища Калюжные, Репкины, Корниенко и другие.
Народный поэт Калмыкии Константин Эрендженов так написал об этом:
...Был переломлен пополам
Кусок ржаного каравая,
И кость подбросил вверх Бола.
На счастье русскому гадал:
- Твой путь к калмыкам верным был.
Ты хлеб и радость здесь отыщешь.
У родника, где воду пил,
Поставь, Степан, свое жилище.
А чтобы вечна и крепка
Была отныне дружба наша,
Давай ременный мой аркан
Узлом калмыцким мы завяжем!
Село Элиста быстро росло. Оно находилось в очень выгодном месте - в центре степи, на важной торговой дороге, соединяющей Астрахань со Ставрополем, Доном и Кубанью. Склоны речной долины, на которых располагалось село, изобиловали родниками, которые обеспечивали водой население, давали возможность заниматься скотоводством, огородничеством и садоводством. Вскоре Элиста становится центром волости, в которую вошли села Булгун-Сала (Троицкое), Керюльта (Вознесеновка) и Улан Эрге.
Росла и элистинская лесная плантация (ее называли еще и лесной дачей), о которой главный попечитель калмыцкого народа К. И. Костенков писал в 1870 году: «Роскошная реальность этой плантации, обильно орошаемая родниками, находящимися в той же балке, представляет отрадное явление среди окружающей сухой безводной степи». А вот какой увидел Элисту в 1895 году лесничий Астраханского края Г. Лакин: «К вечеру второго дня мы оканчивали свое путешествие. «А вот и Элиста», — сообщил мне мой спутник. Перед нами большая долина, по которой протекал ручеек. Большая группа высоких, тихо шумящих деревьев. По откосу возвышенности группировались несколько строений улусной ставки, а еще несколько далее - виднелись церквушка с господствующей над местностью колокольней, белыми, чистенькими, на малороссийский лад домиками. Во многих домах уже светился огонек, слышен говор, мычание скота гулко раздавалось в воздухе. Все это, вместе взятое, производило приятное впечатление, особенно после продолжительной поездки под штормом по безлюдной, голой степи».
Молва об уникальной плантации среди безводной калмыцкой степи разнеслась по всей России. В 1902 году доктор Семен Залкинд, которого калмыки называли «наш эмчи» (врач), писал учительнице Татьяне Юрковой, заболевшей в Долбани тяжелой формой малярии: «...Переедете в Элисту - не пожалеете. Здесь здоровый климат, превосходная родниковая вода. Прямо у школы начинается прекрасная лесная дача...». Да и на самых первых фотоснимках Элисты, сделанных в 1913 году академиком, ученым-лесоводом Г.И. Высоцким, была запечатлена большая лесная плантация с мостиком через Элистинку. Высоцкий предсказал Элисте большое будущее. Лесное богатство тогда исчислялось многими тысячами деревьев, а в 1977 году в парке «Дружба» площадью 36 га насчитывалось 6089 деревьев и 2935 кустарников. Сейчас же осталась лишь пятая часть от былого лесного богатства, и все чаще парк называют «пеньковым». Причины тому - естественная гибель зеленых насаждений, нередкие пожары (особенно в 90-е годы прошлого века), а также подтопление и засоление почвы.
...В начале 20 века Элиста стала центром Манычского улуса, а благодаря усилиям учительницы Татьяны Юрковой и врача Семена Залкинда были открыты в селе школа и больница, а вскоре заработала и библиотека. В начале прошлого века на юго-востоке Элисты появился и Ярмарочный пруд, возле которого дважды в год устраивались ярмарки.
В 1918 году Элиста стала уже уездным центром. Писатель Илья Кремлев писал тогда: «Я увидел большое степное село, которое местные власти именовали уездным городом». Но это был не предел - 6 мая 1927 года Совет народных комиссаров РСФСР принял постановление о перенесении центра Калмыцкой автономной области из Астрахани в Элисту. Об этом волнующем времени вспоминает писатель К. Ерымовский, бывший в те годы литературным сотрудником газеты «Красная степь»: «Происходило «кочевье», невиданное даже в истории кочевой Калмыкии: в степную столицу переезжали сотни людей, учреждения, склады. Правда, города Элисты еще не было на карте и вообще его не было, но стройка началась, люди ехали и верили: город будет!..».
О грандиозном строительстве Элисты, которая официально обрела статус первого города в калмыцкой степи в 1930 году, читайте в следующем выпуске рубрики «Славная летопись Элисты».
Валерий ПРОКОПЕНКО, краевед, журналист, член Союза писателей России
(Окончание следует)