03.05.2024, 15:39

За 13 лет жизни в сибирской ссылке выросло целое поколение калмыков. Это были дети, рожденные до войны.

Они, выжившие в нечеловеческих условиях депортации не потеряли веру в добро и справедливость. И как свойственно молодости хотели любить и быть счастливыми. Молодые люди встречали свои судьбы, создавали семьи, строили бревенчатые дома, как это было принято в Сибири.

Владимир

Коренной москвич, сын русской женщины и иностранца, выпускник престижного вуза, вопреки воле матери, вместо учебы в аспирантуре, уехал работать в Сибирь, в г.Тюмень. Он был одним из поколения, о котором в 50-60-е годы прошлого века было снято немало фильмов. Романтики в душе, они стремились сами познать жизнь, их влекло все неизведанное.

Несмотря на комфортную, отлаженную жизнь в городе, уезжали навстречу своей судьбе на Целину, в Сибирь.

В Тюмени Владимир, которого назначили главным инженером большого судоремонтного завода, в первый раз увидел калмыков из окна своего служебного кабинета. Его поразило, что большую колонну плохо одетых мужчин и женщин вели под конвоем. Владимир спросил у директора завода, кто эти люди. «Спецпереселенцы, ссыльные калмыки, их труд используют везде, где нужна рабочая сила, очень старательные…».

По долгу службы Владимир контролировал ремонт судов. Самой тяжелой частью, где требовался неквалифицированный рабочий труд, занимались ссыльные калмыки – удалить ржавчину, шпаклевать, красить днище судов.

Среди большого числа людей, казалось бы похожих друг на друга, Владимир сразу отметил самую маленькую ростом, худенькую девушку. Ее звали Галиной, она никогда не улыбалась, была очень застенчивой.

Галина

Еще до войны девушка осталась сиротой. Галина и два брата были на попечении деда Доржи по отцовской линии. В первый год войны не стало младшего брата Вани. В 1943 году, когда два солдата вытолкали их из дома, дедушка растерялся, не понимая толком что случилось, не успел взять теплые вещи и еду. Когда из грузовиков калмыков пересаживали в железнодорожный состав, потерялся Галин брат Алексей. Дедушка Дорж всю дорогу пытался найти его, но остановки были короткими, ему не удалось обойти и половины вагонов. На всю жизнь Галя запомнила тот жуткий холод, чувство голода, дедушка заворачивал ее в свою телогрейку, прижимал внучку к себе.

Однажды утром девятилетняя Галина не увидела рядом с собой любимого деда. Видимо, его сердце не выдержало потери внука и тяжелой дороги в неизвестность. Ночью он скончался и его тело выгрузили на какой-то станции. Оцепеневшая от горя в тот день Галя пообещала себе - обязательно найти брата Алешу. Сердобольные женщины и бабушки в вагоне подкармливали оставшуюся одну девочку.

Тюмень

Дымящимися огромными трубами заводов степняков встретил город Тюмень. Спецпереселенцев расселили в бараки, землянки. Галину, чтобы она не попала в детский дом, взяли в свою семью дальние родственники. С большим трудом, постепенно калмыки привыкали к сибирскому климату, к условиям жизни спецпереселенцев, ограниченных в праве на передвижение. При поездке в другой город, область, обязательно надо было отмечаться у коменданта. Взрослым приходилось много работать, чтобы прокормить семьи: стариков и маленьких детей.

Когда пришло время получать паспорт, Гале поменяли имя. При рождении ее назвали Ногала, но женщина, заполняя данные для паспорта, оставила только вторую часть имени – Гала, и написала в паспорте – Умасова Галина Григорьевна. Получив паспорт, она трудилась на судоремонтном заводе, где уже работали земляки, обучая друг друга премудростям рабочих профессий. Работа была тяжелая, но Галина справлялась. Она рано усвоила, что главное правило в жизни – все уметь делать своими руками, надеяться только на себя.

Появление в ее жизни Владимира можно считать подарком судьбы за все страдания, выпавшие на ее долю. Ей было всего семнадцать лет. По воспоминаниям Владимира, влюбившись в девушку- калмычку, спецпереселенку, он сначала тайно проследил, узнал, где она живет, наблюдал как щупленькая, почти подросток, она без устали возится с домашними делами, носит воду, дрова.

Изучив документы, Владимир узнал, что Галина сирота, живет в семье тети. Познакомиться с девушкой лично удалось не сразу, Галина избегала его. Однажды Владимир решился и в выходной день пришел к ней домой, чтобы попросить разрешения у тети пригласить Галину в кино. Это был самый счастливый день в ее жизни. Несмотря на отсутствие нарядной одежды для такого случая, она согласилась сходить в кино. По дороге в клуб Владимир угостил ее шоколадкой, которую она попробовала впервые.

Дружба главного инженера с девушкой-спецпереселенкой вызвала неодобрение у руководства завода. Владимира, члена КПСС, не раз обсуждали на парткоме, с ним беседовал генеральный директор, прямо указав на то, что он, молодой специалист, сам рушит свое будущее и у него не будет перспектив карьерного роста из-за этой связи. Но Владимир стоял на своем: «Я люблю ее и никто не может запретить мне связать с ней жизнь!».

Вопреки всему молодые поженились в 1952 году. Свадьбы не было, молодые расписались тихо и незаметно. Сходили в загс в обеденный перерыв. Владимир перевез свою избранницу из барака в свою роскошную по тем временам двухкомнатную квартиру с паркетным полом, высокими потолками, центральным отоплением. Несмотря на общественное порицание, косые взгляды недоброжелателей, зависть, они были счастливы.

Владимир записал жену в вечернюю школу и на бухгалтерские курсы. «Надо учиться, обязательно получить образование», - говорил он. Но Галина, обладающая математическими способностями – могла высчитывать в уме сложные сочетания цифр, отказалась. Она знала, что спецпереселенцы не имели права выбирать, все работали там, куда пошлют. Поэтому не стала учиться. До выхода указа о реабилитации калмыцкого народа было еще долгих пять лет.

«Я не хочу выделяться среди земляков, я не смогу оставить бригаду девчат – маляров, буду работать с ними», - сказала она тогда.

И вместе, и врозь

В 1954 году в молодой семье родился сын. Все в жизни складывалось хорошо, лишь одна мысль о брате не давала Галине покоя. Письма в другие края и области, куда расселяли калмыков, остались без ответа.

В 1957 году Владимир получил назначение возглавить трест по строительству домов отдыха на Черноморском побережье. Это было время организации массового отъезда получивших реабилитацию калмыков на родину, в Калмыкию. Галина решила тоже поехать на родину в надежде узнать что-нибудь о брате Алексее. В Элисте они нашли друг друга. Оказывается его подобрала семья, и все тринадцать лет ссылки он прожил в Красноярском крае. Больше они не расставались, опекая и помогая друг другу.

Так получилось, что в дальнейшем жизнь Галины и Владимира поделилась на два города. Ей казалось, вот еще год поработаю, помогу родному городу подняться из руин и поеду к мужу. Он же считал, что его работа более престижная и перспективная. Их объединяла главная и единственная любовь их жизни - сын.

Так они и прожили, каждый так, как он привык, и вместе, и врозь, но сохранили верность той сибирской любви, больше не создавая другие семьи. Владимир прожил 90 лет, Галины не стало в 87.

Этот долгий путь, наполненный разными событиями, невозможно описать в одной статье. Жизнь этих замечательных людей достойна повести...

Фаина ВЕСНИК