В сентябре текущего года в Элисте открылась керамическая мастерская для подростков.
На занятиях дети знакомятся с глиной и ее свойствами, учатся лепить разные изделия и работать на настоящем гончарном круге.
Уникальный проект «Per aspera ad Astra» («Через тернии к звездам») реализует Отделение социальной помощи семье и детям Республиканского комплексного центра социального обслуживания населения. Финансовую помощь оказал Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, рассказала корреспонденту «ЭП» заместитель руководителя центра Светлана Хинеева. По ее словам, на эти цели выделено около 2 млн рублей. Задачи проекта весьма обширны – формирование профессиональных интересов подростков, развитие трудовых навыков, снижение тревожности и т.д. «То есть каждый молодой человек или девушка, стоящие на пути своего профессионального выбора, имеют возможность поучаствовать в различных миниэлективных курсах. Ранее у нас уже прошло обучение шитью, в частности, по калмыцким видам вышивки. Проводится много других мероприятий», - отметила собеседница.
Что касается керамической мастерской, то занятия посещают две целевые группы по десять ребят. Под руководством преподавателя Колледжа искусств имени П.О. Чонкушова Мергена Кавалданова дети погружаются в мир керамики. Сначала ребята изучают азы лепки из глины и мастерят несложные фигуры. Затем они приступают к работе на гончарном круге, лепят посуду, сувениры и другие изделия. Получившиеся шедевры сушатся до трех дней, обжигаются в печи при температуре 1000 градусов, а затем – расписываются. Ребенок сам сможет выбрать стиль собственного изделия: будь то национальный или собственный, неповторимый.
«Благодаря работе с глиной у детей формируются трудовые навыки, развивается творческое начало, повышается самооценка. Исторически существует такое мнение, что глина – это удел мужчин, потому что первые гончары были мужчины, и работа с глиной требует немало физических сил, но в нашем проекте с удовольствием участвуют девушки», - отметила Светлана Хинеева.
На занятиях преподаватель не только учит ребенка плавным и аккуратным движениям, необходимым для придания изделиям соответствующих форм, но и рассказывает о свойствах глины и ее особенностях.
«Моя задача - создать на занятиях атмосферу творческой лаборатории, где дети могут почувствовать себя в роли творцов. Керамика дает возможность почувствовать счастье на кончиках пальцев, и волшебство состоит в том, что мы из обычной глины с помощью температурных обжигов в печи и росписи можем создать произведение искусства»,- отметил Мерген Кавалданов. При этом, отмечает преподаватель, у него нет задачи – давать наставления.
«Главная цель - дать возможность детям почувствовать себя творческими людьми, почувствовать материал и маленькие победы. Ведь когда что-то получается - это всегда в радость»,- делится он.
Известно, что лепка из глины развивает мелкую моторику, творческие способности, но мало кто знает о том, что это увлекательное занятие помогает снять нервное напряжение, расслабиться.
«С одной стороны мы преследуем цель – стабилизировать психологическое состояние ребенка с помощью арттерапии, повысить творческий потенциал, а с другой – дать ориентир в выборе будущей профессии. Есть несколько престижных университетов, обучающих керамическому искусству, в том числе в Санкт-Петербурге. Кстати, сейчас очень популярно создавать сервиз собственными руками и пить из него чай, о чем я говорил на занятиях. Мы с ребятами планируем добиться этого результата», - подчеркнул Мерген Кавалданов.
По словам учащегося КНГ Очира Нурмаева, он с удовольствием посещает занятия по гончарному делу.
«Мне нравится сам процесс лепки. Хотя сам я – спортсмен, занимаюсь тяжелой атлетикой, но работать с глиной – это тоже очень интересно», - поделился Очир.
Гиляна Мамонова