16.04.2024, 09:02

В центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни» танкописец Татьяна Музраева работает над росписью статуи Будды Майтреи.

Огромная позолоченная скульптура в прошлом году была передана в дар храму от верующих жителей республики.

«Уже нанесен основной фон, в настоящее время занимаемся росписью деталей. К примеру, расписываем драгоценности на короне божества. Как видите, здесь представлено множество камней - изумруд, коралл и другие, - рассказывает Татьяна (на снимке справа). – Завершающим этапом станет ритуал открытия глаз. Когда монахи проведут обряд освящения статуи, она будет считаться «живой».

В целом, на роспись скульптуры уйдет больше месяца. В удивительном процессе используются кисти и акриловые краски, а также золотая краска высшего качества, специально привезенная из Непала. Татьяне помогает Амра Дорджи-Горяева. Она была волонтером при хуруле и, увлекшись искусством танкописи, овладела некоторыми навыками.

«Когда нас попросили расписать статую Майтреи, было очень волнительно. Ведь для танкописца такая удача выпадает очень редко. Как известно, Майтрея или Будда Будущего занимает значимое место в буддийском пантеоне. Есть поверье, что тот, кто создает или расписывает статую Майтреи, переродится в рае Тушита, рядом с Майтреей. Одним словом, мы закладываем очень хорошую карму», - поделилась собеседница.

С искусством буддийской иконографии Татьяна познакомилась еще в юности. Будучи студенткой Элистинского автодорожного колледжа, она подрабатывала в Аршанском хуруле и смотрела, как монахи расписывали стены. Девушка подолгу наблюдала за этим удивительным процессом. А побывав в гостях у сестры, которая училась в Индии, Татьяна решила связать свою жизнь с буддизмом и буддийской живописью.

В 2005 году благодаря поддержке шаджин ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче она поступила в институт тибетской танкописи в Дхарамсале. Учеба длилась пят лет. Изучали основы буддийской философии, танкопись, тибетский язык и другие дисциплины. Три года обучались рисунку карандашом, после этого учитель давал разрешение писать танку. На первой танке студенты работали над изображением Будды. Голову Будды ученики рисовали по 100-200 раз, пока учитель не разрешал перейти к следующему изображению.

По словам Татьяны, самое главное в искусстве танкописца – строгое соблюдение буддийских канонов. Любую деталь, тончайшие узоры нужно прорисовывать до миллиметра.

«Импровизация в танкописи не допускается. Исключения допускаются лишь в пейзажной части. Вот почему не каждый художник, который всегда хочет привнести что-то свое, может стать танкописцем. Кроме того, нужно быть глубоко верующим человеком, так как это не только искусство, но и погружение в буддийскую философию», - отмечает Музраева.

Но самое главное, это усидчивость и терпение человека. Ведь на изготовление одной танки уходят месяцы кропотливого труда. Сам процесс очень трудоемкий. На холст наносится грунт, который затем сушится на солнце. И только потом мастер приступает к росписи. Он использует минеральные краски из камней, которые тщательно измельчаются вручную, шелк, парчу и другие материалы. В итоге получается богатейшая палитра оттенков. Каждая танка несет в себе глубокий духовный смысл.

«Как известно, слово «танка» переводится с тибетского, как свиток. В старину кочевые народы всегда брали танки с собой. В любом месте они могли помолиться божествам, совершить духовные практики», - поделилась Татьяна.

В Калмыкии она участвовала в росписи Аршанского хурула и других буддийских сооружений. Недавно мастера завершили роспись хурула в поселке Цаган-Нур, а также священных знамен ойратов. В прошлом году совместно с первым танкописцем Калмыкии Эрдней Немгировым и волонтером Альбиной Водопьяновой расписывали хурул в поселке Ики-Бухус. В ближайшее время им предстоит работа над алтарной частью в Сарпинском хуруле.

Гиляна Мамонова