18.04.2024, 04:53

Пожалуй, самая обсуждаемая на сегодня тема - это предстоящее рассмотрение в Госдуме РФ законопроекта о проведении в стране с 1 января  2019 года очередной пенсионной реформы. 

14 июня председатель правительства РФ Дмитрий Медведев объявил о постепенном повышении возраста выхода на пенсию: у мужчин - до 65, у женщин до 63 лет. Увеличение пенсионного возраста первыми затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. Они, с учетом переходных положений, получат право выйти на пенсию в 2020 году - в возрасте, соответственно, 61 год и 56 лет (см. видеографику).

Досрочные пенсии 

Сразу же отметим, что для тех, кто уже на заслуженном отдыхе, пенсионные выплаты не прекратят, поскольку закон обратной силы не имеет. Более того, неработающим пенсионерам правительство обещает индексировать пенсии ускоренными темпами. В Минтруде подсчитали, что за 5-6 ближайших лет размер средней реальной пенсии может увеличиться на 8-10 процентов. И уже в следующем году по расчётам правительства неработающие пенсионеры в среднем будут получать прибавку к пенсии в размере одной тысячи рублей. Работающим пенсионерам, у которых в настоящее время индексация пенсий "заморожена", при увольнении выплаты будут проиндексированы с коэффициентами, действовавшими в те годы, которые они продолжали трудиться, т. е. принцип "отложенных индексаций" предлагается сохранить и после начала новой реформы. 

Пенсионный возраст увеличится и для некоторых категорий работников, выходящих на пенсию досрочно. Так, для работников, которые выходят на пенсию досрочно в связи с работой в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, предусматривается повышение возраста выхода на пенсию до 60 лет (мужчины) и 58 лет (женщины).

Для педагогических, медицинских, творческих работников, исходя из их общественной значимости, институт досрочных пенсий сохраняется в полном объеме: никакого ужесточения требований по специальному стажу не будет. Вместе с тем возраст выхода на досрочную пенсию повышается на восемь лет. Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки специального стажа и приобретения права на досрочную пенсию. Сейчас им необходимо выработать специальный стаж длительностью от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. 

Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить досрочную пенсию) можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений.

С 1 января 2020 года предлагается увеличение темпа роста шага увеличения трудоспособного возраста федеральным государственным служащим - по году в год. Таким образом, пенсионный возраст для госслужащих приводится в соответствие принятым решениям по темпам повышения общеустановленного возраста.

Что же касается тех, кто не работал или не наработал полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсии, им социальная пенсия будет теперь назначаться не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 68 и 70 лет соответственно.  

Для людей, имеющих значительные нарушения жизнедеятельности, сохраняется право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении (независимо от возраста) получать социальную пенсию по инвалидности. 

Увеличение пенсионного возраста не коснется тех, кто имеет право на назначение досрочных пенсий. А именно - занятых на работах с вредными, тяжелыми условиями труда: рабочие шахт угольной отрасли, добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в так называемые "малые списки", в связи с радиационным воздействием.

Страховые пенсии также будут назначаться по социальным мотивам. В этом списке женщины, родившие пять и более детей; родившие и воспитавшие ребенка-инвалида до восьми лет; инвалиды по зрению первой группы; лилипуты (карлики). 

Россияне с большим стажем (40 для женщин и 45 лет для мужчин) смогут выйти на пенсию на два года раньше "планового" срока.

Трудовые гарантии

Сегодня большинство пенсионеров в период до пяти лет после достижения пенсионного возраста продолжают работать. При этом в отдельных случаях для отдельных граждан, увеличение возраста выхода на пенсию, будет дополнительной гарантией со стороны государства на продолжение своей трудовой деятельности.

Вероятность прямой конкуренции между пожилыми и молодыми работниками весьма ограничена, это проистекает из существенных отличий в квалификации разновозрастных работников. Молодежь намного чаще работает в быстроразвивающихся отраслях, в основном в сфере услуг, IТ, телекоммуникации и др., в то время как пожилые в менее развивающихся традиционных отраслях промышленности и сельского хозяйства, а также образовании и здравоохранении. Прямая конкуренция будет возникать у каждой из этих групп с работниками среднего возраста, но не между собой.

Кроме того, появляется дополнительная возможность для работодателя использовать многолетний профессиональный опыт людей старшего поколения, в том числе как наставников

Почему необходимо увеличивать пенсионный возраст? 

Важно понимать, что индексацию пенсий выше инфляции неработающим пенсионерам можно сделать, имея необходимые финансовые источники. Для пенсионной системы такими финансовыми источниками являются рост экономики и, как следствие, рост фонда оплаты труда (который, в том числе, обеспечивается за счет роста занятых), финансовая поддержка из федерального бюджета. Увеличение количества занятых, в том числе, обеспечивается за счет продления трудоспособного периода, которое компенсирует сокращение количества граждан, находящихся в трудоспособном возрасте.

В 1970 году было 3,7 человек трудоспособного возраста на одного пенсионера, к 2019 году этот показатель составит примерно два человека. Нагрузка на работающих будет увеличиваться и дальше - количество работающего населения ежегодно сокращается на 0,4 млн человек, количество выходящих на пенсию пенсионеров составляет ежегодно 1,5-1,6 млн человек.

Показатели 55 и 60 лет в СССР появились в 1956 году. В первой половине ХХ века, как в мире, так и в СССР, произошёл переход от индивидуальной оценки утраты трудоспособности к нетрудоспособности при достижении определенного возраста. При этом предполагалось, что пенсионный возраст будет повышаться по мере увеличения продолжительности периода трудоспособности жизни человека. 

Принципиально важно, что срок пенсионного возраста изначально не устанавливался навечно, он подлежал естественному развитию, что сейчас и происходит. После официального установления действующего пенсионного возраста прошло уже более 60 лет. Россия - последняя из стран на пространстве СНГ, кто приступает к изменению пенсионного возраста.

Повышать пенсионный возраст начали только сейчас, когда созданы необходимые условия для решения задачи по повышению продолжительности жизни "80+". Переходный период (для мужчин 10 лет, для женщин -16 лет) позволит синхронизировать два этих процесса. 

При увеличении пенсионного возраста усилия государства будут направлены на устранение всех проявлений ограничений при приеме на работу возрастных работников, чего люди давно уже требуют. Роструду будет поручено следить за этим. 

Люди хотят работать - люди могут работать - благодаря увеличению трудоспособного периода люди будут работать после 60 лет. Доход от работы всегда выше пенсии.

Важнейшим подтверждением серьезности намерений правительства является предлагаемая к ратификации Конвенция "О минимальных нормах социального обеспечения" № 102, которой гарантируется уровень пенсионного обеспечения: не менее 40 процентов замещения обеспечением по старости (в частности, пенсией) утраченного дохода.

Такая "связка" будет нормативно работать на основной тезис: увеличение пенсионного возраста позволит повысить размер пенсии (низкий размер пенсии заботит людей гораздо больше, чем пенсионный возраст), потому что именно в этой конвенции содержится гарантия того, что средний размер пенсии не может быть менее 40 процентов  среднего заработка.

В публичном пространстве важно отказаться от аргумента по поводу достижения в 2030 году пенсией 2,5 прожиточных минимумов пенсионера.

В Конвенции содержится и ещё одна очень важная гарантия, касающаяся непосредственно увеличения пенсионного возраста. В соответствии с п. 2 ст. 26 Конвенции: "установленный возраст не должен превышать 65 лет или такой старший возраст, который может быть определен компетентными властями с должным учетом работоспособности пожилых лиц в данной стране".

Комментарий 

Санал Порсунков, сопредседатель Общероссийского народного фронта в РК:

- Конечно поддерживаем предложенное правительством России постепенное повышение пенсионного возраста. Со своей стороны мы информируем население о том, что новая пенсионная реформа проводится по экономически выгодным соображениям. Она направлена, прежде всего, на ускорение темпов индексирования пенсий неработающим пенсионерам. И уже в следующем году, по расчётам правительства, они получат прибавку к пенсии в размере 1000 рублей. 

Прежняя система выхода на пенсию давно устарела, поэтому мы с пониманием относимся к проведению новой пенсионной реформы. 

Владилен Балдашинов, президент федерации спортивной борьбы РК":

- На мой взгляд, постепенно увеличивать возраст выхода на пенсию нужно, но только с условием, что реформирование пенсионной системы должно быть ощутимым для пенсионеров. Лично я за то, чтобы минимальная пенсия в стране уже со следующего года увеличилась до 30 тыс. рублей.

 Только в этом случае я согласен принять  предложение правительства, потому как считаю, что сэкономленные средства должны быть направлены на улучшение благосостояния пенсионеров. 

Занда БАСАНГОВА

Фото из открытого источника