Ровно 60 лет назад, осенью 1959 года, сыграли свадьбу элистинцы Николай и Эмилия Лиджиевы. История их любви и долгой совместной жизни удивительно светлая, достойная подражания.
В конце 50-х годов прошлого столетия Калмыкия переживала свое второе рождение. Практически заново строилась Элиста, восстанавливались разные сферы жизнедеятельности, в том числе и культура. В возрожденный ансамбль «Тюльпан» набирали талантливую молодежь. В числе принятых в 1958 году солисток была Эмилия Иванова. Танцы, песни на родном языке в ее исполнении полюбились публике, особенно ей удавались калмыцкие протяжные песни – ут дун. В одно и то же время вместе с нею в «Тюльпан» пришел работать легендарный Эмба Манджиев. Он был горячим поклонником Эмилии и всегда с восторгом рассказывал о ней друзьям и близким. В числе которых был и Николай Лиджиев. Молодой человек попросил Эмбу Эрендженовича познакомить его с девушкой. Вскоре молодые сыграли свадьбу.
Выпускница Барнаульского детского дома Алтайского края Эмилия Иванова приехала в Элисту в первые годы восстановления автономии Калмыкии. Незадолго до этого девушка нашла своих родных, с которыми рассталась, когда ей не было и двух лет. В суровом 1937 году ее отца Кортыка Качуева арестовали, мама, оставшаяся беременная с тремя малолетними детьми, перепоручив Эмилию знакомым, с детьми постарше отправилась на поиски правды и каких-нибудь известий о муже. Но поиски привели к тому, что ей самой пришлось скрываться. А малышку Эмилию (настоящее имя Гилян) определили в Малодербетовский детский дом. Впоследствии воспитанников детдома вместе с репрессированным калмыцким народом отправили в ссылку.
Самое яркое и теплое воспоминание о детстве, которое Эмилия Олеговна пронесла через всю жизнь – это встреча и общение с учительницей Ирмой Яковлевной в школе, куда ходили и детдомовские. Часто, по окончании уроков, она просила Эмилию остаться. Когда все выходили из класса, она подкармливала маленькую калмычку своей нехитрой едой. Какое это было счастье! Когда девочке исполнилось 15 лет, Ирма Яковлевна записала в ее первом официальном документе звучное имя – Иванова Эмилия Олеговна со словами: «Может быть, с таким именем в жизни тебе будет легче».
При любых жизненных обстоятельствах песня как оберег сопровождала Эмилию. Так, однажды, во время ее выступления на концерте художественной самодеятельности перед передовиками производства Алтайского края, на юную певунью обратил внимание один из зрителей. Это был писатель Алексей Бадмаев. После концерта Алексей Балдуевич подошел к Эмилии и сказал, что знает семью, которая потеряла девочку примерно такого возраста, как она, и что Эмилия очень похожа на своего отца. Спустя некоторое время состоялась долгожданная встреча с родными. Из живых остались мама и старшая сестра. Шустрая, легкая в общении Эмилия шила, вязала, вышивала. Все, что она могла сотворить руками, меняла на еду и лекарства.
Под стать своей избраннице был и Николай Лиджиев. Он также в числе первых вернулся домой из сибирской ссылки. По возвращении на родину, сразу вступил в ряды таких же юношей и девушек, восстанавливающих из руин свой край. После тяжелой работы на стройках Элисты с удовольствием танцевал калмыцкие танцы и пел на родном языке. Он вырос в многодетной семье ветерана трех войн Манкира Лиджиева, где детям с детства прививали любовь к традициям и культуре.
Попав в большую семью Лиджиевых, Эмилия совершенствовала родной язык, пополняла песенный репертуар и обогащала язык пословицами, поговорками, прибаутками. Ее свекровь Булгун Улюмджиевна рассказывала невестке о традициях, правильном обращении к старшим и многом другом. В семье родились дети погодки – Дельгир и Дольган. Работу в ансамбле пришлось оставить. Директор ансамбля «Тюльпан» в 60-е годы Басан Морчуков просил ее не уходить, но сама выросшая в детском доме, Эмилия Олеговна не хотела оставлять надолго детей. Николай Манкирович работал прорабом на кирпичном заводе.
Эмилия устроилась на работу няней в ясли, чтобы быть рядом с детьми. Позже она поступила в медицинское училище, по окончании которого более сорока лет проработала в республиканской детской больнице.
В 1971 году у Лиджиевых родился младший сын Анатолий. Подросли помощники – смотрели за братиком. Вечерами Николай Манкирович, укладывая детей спать, рассказывал им сказки на калмыцком языке. Как вспоминает дочь Дельгир: "Мы были уверены, что сказка «Конек- Горбунок» - это калмыцкая сказка – столь искусно она была переведена папой ".
дети выросли. Родители дали им достойное образование. Старшая дочь Дельгир – музыкант. Она окончила музыкальное училище по классу «теория музыки». Около 20 лет работала в филармонии в должности старшего редактора. Дочь Дельгир, которой дали имя ээжи – Эмилия унаследовала музыкальный талант бабушки.
Сын Дольган – кандидат медицинских наук, основатель и руководитель центра восточной медицины. С супругой Ольгой они вместе уже 28 лет. Три их дочери продолжили семейную династию врачей: Дельгир – врач-кардиолог, Энкира – рефлексотерапевт, Булгун – студентка медицинского вуза. Старшая дочь Дольгана подарила ээже и ааве правнуков Варвару и Семена.
Анатолий окончил два престижных вуза в Москве, получив образование экономиста и юриста. Работает в Москве – руководит одним из подразделений госструктуры. Его сын Алдар – школьник.
Кстати, бриллиантовые юбиляры Лиджиевы всю свою жизнь живут в Элисте на улице Ю.Клыкова.
Занда БАСАНГОВА