Кожевенное ремесло считается сугубо мужским делом. Однако талантливая элистинка Анастасия Наранова с легкостью опровергает эти стереотипы.
Хрупкая девушка может изготовить из кожи практически все, что угодно: сумки, обложки для различных документов, кошельки, ремни, панно. Этот традиционный природный материал позволяет мастеру оттачивать свою фантазию до бесконечности. А украшенные тиснением изделия выглядят стильно и аутентично. Авторские работы Анастасии экспонировались на выставках в Элисте, Ставрополе, во Владикавказе и в Москве.
Наша героиня преподает живопись в Колледже искусств им. П. О. Чонкушова, но всегда находит время для своего любимого дела – художественной обработки кожи. Тяга к прекрасному проявилась у нее еще в детстве. Девушка окончила детскую художественную школу им. Г. О. Рокчинского, затем - на тот момент Элистинское училище искусств (отделение декоративно-прикладного искусства).
После училища Анастасия мечтала поступить в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию им. А. Л. Штиглица, но недобрала пару баллов. С решением помогла сокурсница, она предложила Анастасии сделать свой выбор в пользу Монгольского госуниверситета культуры и изобразительных искусств. И не ошиблась, в стране Вечно синего неба очень ценится российское среднее профессиональное образование. Девушку сразу приняли на старший курс. Анастасия выбрала специализацию – кожевенное искусство. После окончания Монгольского госуниверситета наша героиня преподавала в Республиканском центре детского творчества. Затем вернулась в родную альма-матер, но уже преподавателем. Анастасия надеется, что в калмыцкой кузнице творческих кадров когда-нибудь откроется отделение кожевенного искусства. А пока она занимается любимым хобби в своей импровизированной мини-мастерской, которую ей помог соорудить дома брат Илья.
«Мой брат – художник-краснодеревщик, дизайнер мебели, - рассказала в интервью «ЭП» Анастасия. – Он во всем мне помогает. Творческая жилка у нас, наверное, от мамы – Марии Алексеевны, заслуженного работника культуры РК. Она 30 лет проработала заведующей костюмерным цехом в Русском театре драмы и комедии. Папа - Евгений Алексеевич - был строителем. Он с детства учил нас тоже все делать своими руками».
Смысл жизни и неиссякаемый источник вдохновения для нашей собеседницы - девятилетняя дочь Заяна. «Она посещает детскую музыкальную школу при нашем колледже, играет на домбре. Стараюсь поддерживать все начинания дочки, - подчеркивает Анастасия. – Всегда прислушиваюсь к ее идеям, Заяна – моя маленькая помощница. Мои первые работы из кожи были изготовлены для себя и родных. Потом стала делать изделия для друзей и знакомых. Стоимость была чисто символической, порой даже не покрывала затрат на материалы. Постепенно появились заказы, затем - предложения об участии в выставках. Изделия ручной работы из кожи эксклюзивны, так как нельзя смастерить второе, точно такое же».
Все свои изделия мастер расписывает калмыцким орнаментом, предпочитает использовать кожу растительного дубления. Именно этот сорт лучше всех остальных подходит для тиснения и формовки.
«У ремесленников, работающих с кожей, из разных национальных регионов страны свои секреты и особенности. Например, татарские мастера используют свой фирменный «казанский (татарский) шов». У якутов тоже своя специфика, - делится Анастасия. - Я опираюсь на монгольскую технику, она отличается простотой и лаконичностью. Сейчас работаю над большим выставочным панно из дерева и кожи, параллельно занимаюсь декоративными вещами».
По словам нашей героини, ручной труд – самый лучший способ отдохнуть от будничной суеты. Ведь погружаясь в творчество, невольно забываешь о заботах и тревогах, концентрируешься на красоте и в полной мере выражаешь свою индивидуальность.
Вита Баирова